НАГРАДЫ ПУБЛИКАЦИИ

ИЗ БИОГРАФИИ


Путь к вершине никогда не бывает легким. Жизнь Евгения Александровича — верный тому пример. Его личная история уникальна и полна неожиданных поворотов, отражающих богатую историю развития авиации XX века.

Е.А. Федосов — крупный ученый в области процессов управления авиационной техникой, главным образом систем управления боевых режимов военных самолетов и авиационного вооружения, а также авионики гражданских самолетов.

Евгений Александрович Федосов родился 14 мая 1929 года в Москве, в Телеграфном (ныне — Архангельском) переулке. В 1947 году Евгений поступал в Московский механический институт (будущий МИФИ) на инженерно-физический факультет, однако не прошел по конкурсу. На конструкторский факультет идти отказался, так как хотел заниматься физикой. В итоге Евгений Федосов поступил в МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана) по специальности «Электромеханические приборы», выбрав совершенно новое для тех лет направление — радиолокацию. Обучаясь на старших курсах института, Евгений проходил практику в НИИ-2 МАП. Сегодня это — Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС). Здесь он и защитил диплом по теме «Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40». Поступив в очную аспирантуру МВТУ (1953–1956 гг.), Евгений в 1953 году был принят по совместительству на работу в НИИ-2 на должность старшего инженера. Именно с этим институтом впоследствии он свяжет всю свою жизнь.

В 1954 году НИИ-2 было поручено научно-техническое сопровождение разрабатываемых ракет класса «воздух-воздух». Соответствующие работы в НИИ-2 были поручены начальнику лаборатории Ю.И. Топчееву, который привлек к этой работе аспиранта Федосова, знакомого ему по дипломному проекту. Так Евгений Александрович возглавил коллектив, который работал над самонаводящейся ракетой К-8 (она же Р-8). За эту работу он был награжден орденом «Знак Почета». В мае 1956 года Федосов блестяще защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамическая точность самонаводящихся снарядов класса «воздух-воздух». Ее основой стали материалы по первой принятой на вооружение отечественной самонаводящейся ракете класса «воздух-воздух» Р-8. Это была первая работа в стране, которая на уровне 1950-х годов обобщала вопросы точности, определявшие и боевую эффективность, и философию построения ракеты. В дальнейшем Федосов участвовал в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В 1957-м группа Федосова изучает динамику противоракет с задачами перехвата в режиме самонаведения. В это же время начинается создание в институте своей первой, уникальной вычислительной машины ЭВМ ВДМ-101, позволившей подготовить специалистов-математиков к работе со сложными вычислительными машинами. В 1959 году Федосова назначают на должность заместителя начальника института по научной части. Он также становится руководителем направления, занимающегося исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения. Это — новая страница в истории ГосНИИАС, потому что с развитием этого направления институт полностью перешел на тематику, связанную с автоматизацией боевых режимов полета.

В марте 1966 года Федосов был назначен первым заместителем руководителя института, а в следующем году защитил докторскую диссертацию в МВТУ по теме «Спектральный анализ систем со случайными параметрами». Будучи первым заместителем начальника института, Федосов курировал широкую область научной деятельности института: не только работы по управляемому оружию и режимам управления самолетом, но и совместимости оружия и летательных аппаратов, эффективности систем. 11 сентября 1970 года Евгений Александрович Федосов был назначен начальником института. В период руководства Федосова институт стал крупнейшим научным центром системных исследований. Была создана уникальная экспериментальная база, комплексы полунатурного моделирования, стенды комплексных воздействий, цифровые операционные модели. В конце 1980-х годов институт вместе с филиалами стал крупнейшим научным коллективом страны, численностью более 9000 человек. Институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 247 институту присвоен статус Государственного научного центра. В 1979 году Федосов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по специальности «Процессы управления» отделения «Механики и процессов управления», а через пять лет в 1984 году — действительным членом (академиком) Академии наук СССР (ныне Российской академии наук). С 1994 г. — академик, член президиума Российской академии ракетных и артиллерийских наук. В 1990-е годы Евгений Александрович сумел сохранить институт, несмотря на практически полное прекращение финансирования оборонных заказов. Была проведена диверсификация деятельности и развернуты конверсионные работы в области авионики гражданских самолетов, управления воздушным движением и информационных технологий.

В 2006 году Евгений Александрович оставил пост генерального директора ГосНИИАС и занял должность научного руководителя института. В настоящее время Федосов Е.А. руководит работами на стендах полунатурного моделирования по отработке боевых режимов самолетов дальней авиации. По гражданскому самолету МС-21 на стенде «Электронная птица МС-21» с участием Федосова осуществляется комплексирование авионики с отечественными системами и агрегатами с параллельным процессом сертификации. Также ведутся работы на стенде «Электронная птица SJ-100» по отработке бортового оборудования SJ-100.

Жизненный, трудовой и творческий путь академика Евгения Александровича Федосова — от студента до академика является примером возможностей, которые десятилетиями создавались и сохраняются в институте.

Евгений Александрович смог сформировать и воспитать кадровую элиту авиационной отрасли и внес неоценимый вклад в патриотическое воспитание целого поколения научных кадров, заложив традиции, которые и по сей день служат ориентирами и путеводными звездами для коллектива ГосНИИАС.

 

НАГРАДЫ

   
 

 

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

 
 
 

 

Тел. +7 (499) 157-70-47
125319, г. Москва, ул. Викторенко, 7

© GosNIIAS - 2020. Изображения на сайте взяты из открытых источников.